Обратный звонок
г. Москва, м. Динамо, Ленинградский проспект, д.37, стр.6.

Инструкция при ликвидации ООО

С такой проблемой, как ликвидация юридического лица, есть шанс столкнуться у каждого бизнесмена. К этому может привести как убыточность предприятия, так и серьезные бухгалтерские или юридические ошибки, делающие дальнейшее функционирование ООО нежелательным для его владельца. Нередко предприниматели таким образом избавляются от ненужных фирм для того, чтобы удобней было развивать приоритетные направления своего бизнеса.

 Нередки случаи принудительной ликвидации. Происходит это в том случае, если предприятие злостно нарушало нормы российского законодательства. Тогда государственные структуры имеют право в обязательном порядке прекратить деятельность юридического лица. Но мы будем рассматривать только варианты добровольного закрытия, когда ответственность за данное решение целиком и полностью лежит на учредителях.

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей правопреемникам. Законодательная база данного акта содержится в 61 статье Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Процесс закрытия предприятия обычно занимает немало времени и требует серьезного объема документации. Но при всем разнообразии ситуаций вся деятельность, направленная на ликвидацию юридического лица, обычно сводится к девяти шагам. Их мы и рассмотрим подробнее:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание специальной комиссии. Данное постановление может быть основано только на единогласном решении всех акционеров с приложением протокола общего собрания. В случае, если у организации лишь один собственник, то и его желание документируется точно так же. Дальше назначается ликвидационная комиссия, в которую обычно входят директор, главный бухгалтер, юрист, а также учредители компании. Паспортные данные всех ее членов вносятся в итоговый протокол. Среди них выбирается руководитель, одной из главных обязанностей которого станет подача документов в контролирующие инстанции.
  2. Уведомление контролирующих органов о ликвидации. Все документы, касающиеся начала процедуры ликвидациинадо подать в налоговую службу по месту регистрации в течение трех дней. В частности, необходимо предоставить протокол общего собрания, куда будут вписаны имена и паспортные данные всех членов ликвидационной комиссии, а также нотариально заверенное уведомление Р15001. В случае несвоевременного выполнения данного обязательства назначается штраф 5000 рублей.
  3. Публикация информации в прессе. Процесс ликвидации должен проходить максимально прозрачно, чтобы все заинтересованные лица и организации, будь то банки, кредиторы, конкуренты или работники предприятия, были в курсе происходящих событий. Поэтому информацию об упразднении предприятия необходимо опубликовать в «Вестнике государственной регистрации», в исключительных случаях – «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ». На сайте данных изданий существует специальная форма, заполнив которую можно подать объявление онлайн.
  4. Выплаты по долгам. Прежде, чем исчезнуть из госреестра, фирма по возможности должна удовлетворить все финансовые претензии. Сначала необходимо расплатиться с сотрудниками, выдав им причитающиеся деньги: как зарплаты, так и пособия. После того, как это сделано, компания должна получить специальную справку из Пенсионного фонда РФ. Дальше надо рассчитаться с залоговыми кредиторами, с госбюджетом и внебюджетными фондами. В последнюю очередь выплачиваются долги другим частным компаниям.
  5. Уведомление работников и службы занятости. Помимо того, что сотрудники компании должны получить свои деньги, за два месяца до ликвидации они должны получить письменные уведомления с печатью и подписью директора. Такой же документ обязательно направляется в службу занятости, а к нему прилагаются данные по всем работникам. В случае массового сокращения (больше 15 человек) эту информацию необходимо предоставить за три месяца до начала процедуры.
  6. Подготовка и подача промежуточного ликвидационного баланса. Подается через два месяца после публикации в «Вестнике государственной регистрации». С этого момента компания закрывает все свои обязательства перед третьими лицами, как перед другими фирмами, так и перед своими сотрудниками. Данный документ по форме близок к бухгалтерской отчетности и содержит информацию об активах организации и о том, насколько она удовлетворила претензии своих кредиторов. После составления он утверждается на собрании учредителей, что подтверждается соответствующим протоколом. Далее эти два документа вместе с нотариально заверенным уведомлением Р15001 предоставляются в налоговую инспекцию, которая в течение пяти рабочих дней вносит изменения в ЕГРЮЛ. Нередко вместе с ликвидационным балансом в государственные органы подается и налоговая декларация, что несколько упрощает дальнейшие взаимодействия.
  7. Подача окончательного баланса и распределение активов. После того, как фирма расплатилась по всем обязательствам, она может начать подготовку окончательного ликвидационного баланса. В нем должна содержаться информация об оставшихся активах компании, которые будут распределяться между участниками. Этот документ также утверждается на общем собрании, о чем должен свидетельствовать протокол. Если количество активов в итоговом балансе больше, чем в промежуточном, контролирующие инстанции вправе приостановить процедуру ликвидации для более детальной проверки.
  8. Подача пакета документов в налоговую инспекцию. Для того чтобы завершить процедуру, ликвидационному совету необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации итоговый пакет документов. В него входят: окончательный ликвидационный баланс и протокол собрания, на котором он был принят, нотариально заверенное заявление по форме Р160001, квитанция о внесении госпошлины и справки, свидетельствующие об отсутствии долгов. Также в контролирующие инстанции сдается устав организации, декларация на уничтожение штампов и печатей, документы из архива и другая деловая документация.
  9. Окончание процедуры ликвидации. После того, как в регистрирующий орган поступили все итоговые документы, в течение пяти дней процедура должна завершиться. После окончательной проверки всех предоставленных данных со стороны налоговой инспекции и внебюджетных фондов сведения о ликвидации юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ. Соответствующая расписка выдается руководителю комиссии, которому остается уладить некоторые формальности – закрыть счета организации, уничтожить печать и сдать в архив оставшиеся документы. На этом мероприятия по ликвидации юридического лица считаются завершенными.

Чтобы снять организацию с учета в Фонде социального страхования, а также в Пенсионном фонде, нужно подать в них заявления по специальной форме, приложив к ним копии протокола ликвидации, свидетельства о прекращении деятельности, а также уведомления о снятии с налогового учета.

После окончания процесса ликвидации бывшим собственникам выдаются на руки оформленное по всем правилам свидетельство, а также выписка из ЕГРЮЛ. Все документы о работе предприятия и его добровольном прекращении своей деятельности сдаются в архив.

Есть вопросы?
проконсультируем вас online
Консультация онлайн