Обратный звонок
г. Москва, м. Динамо, Ленинградский проспект, д.37, стр.6.

Особенности бухгалтерского сопровождения некоммерческих организаций?

В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Регистрация некоммерческих организаций осуществляется для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и иных целей, перечень которых является открытым. Главное, чтобы все они были направлены на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

 

  • потребительских кооперативов;
  • общественных или религиозных организаций (объединений);
  • благотворительных и иных фондов;
  • учреждений;
  • объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);
  • некоммерческого партнерства;
  • автономной некоммерческой организации.

 

На основании ст. 4 Закона № 129-ФЗ некоммерческие организации  обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со ст. 23 НК РФ бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона № 129-ФЗ некоммерческие организации   (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую -- в течение 90 дней по окончании года.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Состав бухгалтерской отчетности, которую должны представлять  некоммерческие организации,  указан в п. 4 приказа Минфина России от 13.01.2000 № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

Квартальная и годовая бухгалтерская отчетность некоммерческих  организаций,  так же как и коммерческих организаций, состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

При этом, некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а при отсутствии соответствующих данных Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Кроме того, общественные организации (объединения) имеют особенности в порядке представления отчетности. В случае  если они не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров, то они представляют только годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Также следует иметь в виду, что в соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму №6.

Необходимо обратить внимание на следующее.

Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563 «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом, следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру некоммерческой организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

При этом утверждается:

 

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Юрагентство «Гарантия» уже более 7 лет помогает в создании новых видов бизнеса, регистрации и ликвидации фирм, юридическом обслуживании создаваемых фирм впоследствии в процессе их деятельности. Обратившись к профессионалам, Вы, тем самым,  избавите себя от множества проблем, возникающих как в процессе создания и регистрации, так и в последующей деятельности Вашей компании.

Более того, наша компания предлагает абонентское бухгалтерское обслуживание, которое поможет Вам оградить себя от различных проблем, связанным с ведением бухгалтерии на Вашем предприятии. 

Подробнее о наших услугах Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Есть вопросы?
проконсультируем вас online
Консультация онлайн